вторник, 24 мая 2011 г.

Работать учителем скоро станет престижно?


Алексей АРУНЯН

«Без детей нет будущего, без образования нет детей, без учителя нет образования», — такими словами начала свою пресс-конференцию министр образования Крыма Виталина Дзоз, отчитываясь перед журналистами о выполнении программы повышения престижности учительского труда. На реализацию этого проекта из республиканского и местного бюджетов выделено 5 миллионов гривен. Однако круглой (на первой взгляд) суммы не хватает для того, чтобы выполнить заявленную цель — сделать престижной одну из наиболее социально значимых профессий. Проблем в отрасли так много, что едва удается залатать наиболее «зияющие» дыры. Впрочем, это признает и сам министр — по словам Виталины Дзоз программой нельзя решить проблему комплексно, ресурсов хватает только на то, чтобы поощрить труд самых творческих и преданных делу педагогов.

Поднимать престиж учительского труда в крымском минобразе планируют за счет трех ключевых направлений: стимуляция роста профессионализма учителей, работа над общественным мнением и, разумеется, материальная поддержка тружеников школ автономии.

Для того, чтобы поднять профессиональный уровень педагогов крымских школ, МОН АРК разработал целый ряд конкурсов, и мастер-классов по обмену опытом. Привлечь людей к участию в творческих соревнованиях планируется за счет профессиональной заинтересованности учителей, а также значительным для учительского кармана денежным призом. Так, например, 50 самых «классных» учителей получат по 5 тысяч гривен.

Понимают в министерстве и то, что в век компьютаризации учитель, не умеющий работать с современными технологиями, не будет иметь авторитета у учащихся. Для частичного решения проблемы запущена программа «Учителя Крыма с компьютером на ты», на реализацию которой из бюджета выделено 200 000 гривен.

Помимо создания условий для повышения квалификации специалистов Минобраз предусмотрел систему материального поощрения. Денежные вознаграждения получат наиболее отличившиеся учителя, а также выпускники педагогических вузов, которые трудоустроятся в сельской местности. Например, по 5 тысяч гривен получат «наставники» победителей ученических олимпиад. Под эту статью программы из республиканского бюджета выделено 300 000 гривен.

Единоразовую адресную денежную помощь получат выпускники «пединов», устроившиеся в детсадах, внешкольных, средних учебных заведений и техникумах. Министр заверила журналистов, что такие специалисты получат средства в размере 5-ти минимальных зарплат. 340 тысяч пойдут на аренду жилья учителей, но, учитывая количество учителей и стоимость проживания, на эти субвенции могут рассчитывать немногие.

Содержаться в проекте и такие «глобальные» пункты, как строительство домов для учителей, предоставление беспроцентных кредитов для приобретения жилья, однако под эти мероприятия не выделены средства, и они носят чисто декларативный характер. Сама Виталина Дзоз призналась, что программа не рассчитана на комплексное решение проблем, а лишь на поощрение наиболее профессиональных, а также самых нуждающихся специалистов.

Завуч симферопольской гимназии № 1, автор нескольких школьных учебников Сергей Решетов считает: проблемы школы связаны с тем, что уже многие годы сфера образования финансируется государством по остаточному принципу.

По мнению педагога, трудности средней школы связаны с процессами, которые происходят в вузах.

— Преобразование педагогических институтов в университеты приводит к тому, что уменьшается содержание сугубо педагогических и психологических дисциплин, работающих на школу. И поэтому уровень квалификации большого количества студентов, которые хорошо подготовлены как специалисты в определенной научной области, педагогически подготовлены либо слабо, либо не подготовлены вообще, — утверждает Решетов.

Завуч первой гимназии считает, что большинство молодых специалистов, которые приходят в школу, банально не справляются со своими обязанностями, поэтому мы и не наблюдаем «омоложения» педагогического состава. Дополнительным фактором данной проблемы является еще и демографический спад: учеников становиться меньше, соответственно, нет нагрузки для учителей, а значит и вакансий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий