четверг, 11 апреля 2013 г.

Служитель высокого духа.


Вячеслав Ложко у установленного им памятника Н.Гумилёву в Коктебеле




Крым, Коктебель


Близится очередная знаменательная дата – день рождения Великого русского поэта, одного из столпов «Серебряного Века», Николая Степановича Гумилева.
Н. Гумилев родился 3 апреля, 15 по новому стилю в 1886г в Кронштадте.
Время не отдалило Н. Гумилева от поклонников его творчества, его не забываемой поэзии. В его жизни, в его творчестве открываются все новые и новые страницы. Исследования его жизни и творчества продолжаются. И труд настойчивых исследователей дает положительный результат. Приоткрываются тайны, спрятанные и засекреченные страницы, касающиеся гибели Н. Гумилева, его жизни, его творчества.
И вот уже молодежь 21-го века зачитывается стихами Н.С. Гумилева, а в настоящее время это ох как немало. Они открывают удивительный мир, увиденный и описанный Н. Гумилевым.


Стихи Н.С. Гумилева являются своеобразной визитной карточкой его творчества. Царство его творчества было не от мира сего. Гумилев умел проникнуть вглубь предмета, постичь его естество. Он понимал замысел вещей, сокрытый от взглядов других людей.
Если человек способен увидеть на поверхности простых вещей глубину мироустройства, а в этой глубине – простоту, то он способен творить и созидать. Это всецело было присуще Н. Гумилеву.
И если еще раз внимательно вглядеться в биографию Гумилева, станет ясно, что он созидал с раннего своего детства и до самой трагической смерти. Это был и остался в нашей памяти Великий созидатель. Свои действия и затем юношеские мечты он воплощал в реальность суровую, беспощадную к нему, но не останавливающую его на пути. В стихах Н.С. Гумилева нашли отражение особенности его оригинального мировосприятия. Он обожал «дальние странствия». Это было у него в крови и генах. Н. Гумилев проводил время в путешествиях по Европе, Ближнему Востоку и Африке. Многое повидав, многое осознав, Гумилев стал по-другому смотреть на мир.
В его поздней лирике все чаще начали звучать мотивы философского осмысления исторического прошлого и настоящего России. Дал прозрения никогда не обманывал поэта. Поэзия Гумилева мужественна. Он придал ей характер воли, принципиально отвергнув печать «меланхолии».
Николай Степанович, мечтательный с юности, с годами сделался трезвее и стал воплощением ясности, силы и мужества. Он  мечтал внести эти качества не только в поэзию, но и во всю русскую жизнь. Он был героем по сути. Ему нравилось товарищество, крепко связывающее людей перед лицом смерти. Награждение Георгиевским крестом его обрадовало сильнее, чем литературные успехи. Н. Гумилев был воином и оставался верным тому, кому клялся в верности.
Гумилев свел поэзию с неба на землю и настойчиво утверждал, что в качестве предмета Вдохновения для него живая женщина бесконечно дороже всяких заоблачных Прекрасных Дам. В его жизни было много сердечных увлечений. Каждое такое увлечение оставило свой след в любовной лирике. Однако, самым сильным, и не проходящим была любовь к Анне Ахматовой. В отличие от стихов А. Ахаматовой, где скупо и мимолетно можно найти намеки о Н. Гумилеве, в его лирике властно и неотступно, до самых последних дней его жизни, сквозь все его увлечения и разнообразные темы маячит образ жены. Стихи Н. Гумилева, посвященные Анне Ахматовой, относятся к жемчужинам русской любовной лирики. Большая любовь всегда трагична. Выраженные в слове откровения не могут оставить равнодушными того, кому это чувство знакомо, кто сам прошел его сквозь ожидания, сомнения, восторг, отчаяние.
Гумилев был верен всю свою жизнь своему сложившемуся стройному мировоззрению. Он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. По его понятиям, быть поэтом достоин только тот, кто яснее других, сознавая человеческие слабости, эгоизм, ничтожество, страх смерти, на личном примере, в главном или в мелочах, силой воли преодолевает «ветхого Адама» - так писал о Николае Гумилеве Георгий Иванов, поэт, журналист и друг Гумилева.
Нельзя забывать о том, что в 1921г с благословения Ленина был расстрелян Н.С. Гумилев по делу, к которому он не имел отношения. Известный писатель, исследователь П.Н. Лукницкий неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру СССР с просьбой о необходимости реабилитировать Николая Гумилева. И только в 1989 году по ходатайству академика Д.С. Лихачева прокуратура вновь вернулась к этой странной и постыдно затянувшейся истории с установлением истины.
Речь вообще шла не о тайне «дела» Гумилева. Это трагедия народа, речь о судьбе русской интеллигенции, частью которой был Н. Гумилев, о насилии.
Вот уже почти сто лет, как имена Николая Гумилева и Лукницких переплелись и стали неразделимы. Сергей Лукницкий, продолжатель дела своего отца, своих предков, свои поэтические сборники подписывал псевдонимом Николай Степанов в честь Николая Степановича Гумилева. Интересная деталь – предисловие к одному из сборников стихов Сергея Лукницого было подписано – Анатолий Грант. Оказалось, что это был один из псевдонимов Николая Гумилева. В свое время Павел Лукницкий, исследователь жизни и творчества Н. Гумилева свой первый сборник стихов «Волчец» посвятил Анатолию Гранту, то есть Н. Гумилеву. Это был 1927 год. Сборник вышел в Санкт-Петербурге.
Многое можно рассказать о поэте, но больше всего говорят о поэте его удивительные стихи. Подходит 127-я годовщина рождения Великого русского поэта Н.С. Гумилева. Выходят книги о Н.Гумилеве, выходят его стихи. В 2011 году, к 125-летию со дня рождения Н.С. Гумилева, по программе издательского Международного Пушкинского фонда «Классика» вышло в свет собрание сочинений под общим названием «Ваш Гумилев». Книга, изданная издательством MABO GRAFIKA (Словения), являет собой высокий образчик полиграфического искусства: стихи, поэмы, драматургия, проза, статьи – все гумилевское и все завораживающее.
Не зря Николай Степанович говорил: «Жизнь только средство для полета… Чеканим ли мы свои стихи, как кубки, или пишем неясные, словно пьяные, песенки, мы всегда и прежде всего свободны и вовсе не желаем быть полезными». Когда Н. Гумилев писал статью о жизни стиха он привел слова Оскара Уайльда: «Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом – у слова есть не только музыка, нежная музыка альта или лютни, не только – краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах Венециан и Испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и четкие, чем те,  что открывают нам в мраморе или бронзе – у них есть и мысль и страсть и одухотворенность. Все это есть у одних слов».
«Стих есть высшая форма речи» – писал Гумилев. Происхождение отдельных стихотворений с происхождением живых организмов. Душа поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо яркий миг, иногда смутно, как зачатие во сне и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще не окрепшей новой жизни.
Древние уважали молчащего поэта, как уважали женщину, готовящуюся стать матерью. По выражению Н. Гумилева, чтобы стихотворение жило, оно должно иметь мысль и чувства. Без первой самое лирическое стихотворение будет мертво; а без второй окажется скучной выдумкой. И поэзия Николая Гумилева всегда соответствовала этим высоким требованиям, высокому духу Поэзии.


Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радости, ни бед.
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.


Публикуется  в авторской редакции.
Адаптированный вариант статьи опубликован в газете "Крымское время"  от  11 апреля 2013г.

3 комментария:

  1. В каком состоянии член СП писал этот бред?

    ОтветитьУдалить
  2. Жуткая бездарная статья! Слова в предложениях нанизаны тупо, пафосно... Боюсь, что поэт испытал бы боль, доведись читать ему такое о себе...

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, кто рекомендовал автора статьи в члены союза пискателей России?

    ОтветитьУдалить