четверг, 8 августа 2013 г.

«Штирлиц идет по коридору» — и так уже 40 лет…


Игорь АЗАРОВ
Ровно 40 лет назад советское ЦТ начало демонстрацию фильма, каждая серия которого становилась легендой и классикой уже на следующее утро после вечернего эфира. Анатоль Франс отчеканил в свое время такую формулу: «Никому не дано создать шедевров, но некоторые произведения становятся шедеврами благодаря любезности времени». А вот «Семнадцать мгновений весны» эта самая «любезность времени» в статусе шедевра хранит все сорок лет — с августа 1973 года.


Я прекрасно помню тот август. Вечерами город вымирал — все поколения, все, как выражался поэт «от крошек до старух», буквально прилипали к экранам. Мне было 10 лет — я смотрел и … все понимал! Это сейчас мы знаем, что там будет дальше.… Каждая серия заканчивалась загадочно. И до конца следующего дня народ трясло от ожидания. В одной из серий Кэт с двумя детьми прячется в канализационном люке — и сразу появляются «ищейки Мюллера», серия на этом обрывается. Что было до следующего вечера со всеми мамашами родного моего Севастополя!
У нашего дома была пристройка — снизу аптека, сверху парикмахерская. Надо было мне пойти (к школе готовились уже) стричься в тот день? Две парикмахерши в мужском зале так горячо спорили, спасется Кэт или нет, что в порыве страсти одна из спорщиц едва не отчекрыжила мне ухо — крови, во всяком случае, было много…
Фильм так понравился зрителям, что по общему требованию ЦТ показало его повторно уже через четыре месяца. До октября 1981 года фильм был показан телевидением пять раз. Именно во время пятого показа — в октябре 1981 года — ленту «про Штирлица» посмотрел (в больнице) угасающий Брежнев…
***
Многолетний помощник генсека А.М.Александров-Агентов рассказывал: «Когда в финале фильма Штирлицу сообщают, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, Брежнев обернулся к окружающим и спросил: «А вручили уже? Я бы хотел сделать это сам»…
Уникальная история. Была версия, что создатели ленты и ведущие артисты получили Госпремию. Это миф. Юлиан Семенов вообще никак после выхода фильма не был отмечен, что повергло писателя в депрессию.
Правда, позже он все-таки получил орден Ленина. Такую же награду вручили Лиозновой и Тихонову, а Броневой, Плятт, Евстигнеев и Табаков были отмечены орденом Трудового Красного Знамени. В феврале 1982 года Брежнев «вернулся к теме» — Семенов и Лиознова получили «Красное Знамя», а Броневой, Плятт, Евстигнеев и Табаков — «Знак Почета». Кстати, Вячеслав Тихонов звезду Героя Социалистического Труда получил тогда не «за Штирлица», а за чтение с экрана ТВ брежневских мемуаров — «Малая земля» и т.д.
***
18 января сего года «Комсомольская правда» в Украине» публикует список 100 советских фильмов, «которые должен пересмотреть каждый» — т.е. бесспорных, безупречных, гениальных и эпохальных. Сей список был составлен российским Союзом кинематографистов для школьных кинофакультативов. Так вот: в этой великолепной сотне шедевров отечественного кино «Семнадцати мгновений весны»… НЕ ОКАЗАЛОСЬ! «Подвиг разведчика» есть, «Щит и меч» есть, а «Мгновений» нет…
Зато списку был предпослан мудрый комментарий: «Конечно, в украинских школах вряд ли состоится такой кинофакультатив. А если и состоится, то показывать будут другие фильмы. И спорить с этим бессмысленно — у нас своя страна, своя история. Свой кинематограф, наконец…»
Анонимный автор этой идейной ереси, надо думать, готов день и ночь смотреть мерзейший фильм о Мазепе — из «своего» кинематографа. Для нас же «своя страна» началась все-таки не в 1991 году — пораньше.
***
Луис Бунюэль как-то сказал: «Если ты хочешь понять, чего стоишь как режиссер, попробуй снять фильм без музыки».
«Мгновения» — это совершенно гениальная, неподражаемая музыка Микаэла Леоновича Таривердиева.
Этот автор написал музыку к 132 фильмам, но именно мелодии, звучащие в фильме о Штирлице, сделали композитора и знаменитым, и … оклеветанным. Эта музыка была слишком хороша! Она вызвала черную зависть. Таривердиева обвинили в плагиате.
На имя Тихона Хренникова, председателя Союза композиторов СССР, якобы из Франции поступила телеграмма: «Поздравляю с успехом моей музыки в советском фильме. Франсис Лей».
Вышел скандал, началась настоящая травля, Микаэлу Леоновичу пришлось объясняться «в инстанциях»… Дело принимало нешуточный оборот. Наконец, при посредничестве шефа Совинфильма Отара Тенешвили, удалось получить ответ самого Франсиса Лея, который заявил, что «никогда не посылал телеграмм Союзу композиторов СССР».
«Милый розыгрыш» хладнокровно спланировал и воплотил в жизнь композитор Никита Богословский…
А Таривердиеву пришлось навсегда отказаться от концертных выступлений. Ибо ни один концерт не обходился без вопроса из зала: «А правда ли, что вы украли музыку? Верно ли, что государство заплатило за вас?»
Вот такая горькая изнанка у грандиозного успеха…
***
Юлиан Семенович Семенов, человек необузданной энергии и несомненного таланта, успешно эксплуатировал детективно-революционно-романтический жанр и пользовался большим фавором у Андропова.
Как-то в самом конце 60-х Андропов позвонил писателю: «Вы бы ко мне не зашли? У нас есть два входа: один для сотрудников и другой, с площади…» Семенов уверяет, что выбрал тот, что «с площади». Но общий язык шеф КГБ и писатель нашли быстро. Юлиан Семенович так и пишет: Андропов «натолкнул меня на идею «Семнадцати мгновений весны». А биограф Юрия Владимировича Рой Медведев подхватывает: «И не только натолкнул на идею этого лучшего советского сериала, но и помогал затем работе над фильмом, разумеется, понимая важность такого фильма и для своего ведомства».
Достаточно сказать, что куратором съемок был определен первый заместитель Андропова, фаворит Брежнева Семен Цвигун, а непосредственно с режиссером и актерами в постоянном контакте находился полковник Георгий Пипия. В титрах фильма они скрыты псевдонимами: Цвигун — Мишин, а Пипия — Колх (от слова «Колхида»).
***
У Юлиана Семенова была одна характерная черта — выдав продукт, он тут же охладевал к своему детищу, увлекаясь чем-то новым. Лиозновой страшно не понравился сценарий, который Семенов сам написал по своему же роману. Лиознова сняла СВОЮ версию «Семнадцати мгновений весны» — и оказалась права.
Честно говоря, роман слабоват. Но Татьяна Михайловна Лиознова, прочитав его, уловила — надо снимать фильм! А Семенов, покровительствуемый Лубянкой, уже отдал сценарий на «Ленфильм» — и даже деньги получил. Мы не знаем, что режиссер сказала писателю. Семенов забрал сценарий с «Ленфильма», вернул деньги (!) и передал сценарий студии им.Горького — Татьяне Лиозновой. На этом его участие в работе над фильмом завершилось.
Кстати, фрау Заурих, Габи Набель, сцена с женой в кафе, масса «придающих жизнь» мелких деталей — именно находки режиссера.
***
Все, кто писал и пишет о «Мгновениях», непременно упираются в проблему достоверности, правдоподобности и исторической правды. Долгие годы фильм воспринимался как почти документальное (лишь с элементами вымысла) повествование о схватке разведок накануне крушения гитлеровского рейха. Сейчас можно сказать, что фильм — отражение уровня тогдашней исторической науки — гитлеровское государство, его лидеров, их идеи и поступки полагалось лишь клеймить и бичевать. В итоге мы получили совершенно сказочный сюжет с фантастическими поворотами. И это притом, что впервые на экранах СССР гитлеровские бонзы и люди из их окружения выглядят вовсе не фанатичными или патологически-извращенными идиотами, скорее, напротив.
Если тема ляпсусов, неточностей и несоответствий интересует читателя, он может поискать информацию в You Tube. Если есть нужда копнуть глубже — есть книга крупнейшего знатока всей гитлеровщины Константина Залесского «Семнадцати мгновений весны». Кривое зеркало Третьего рейха» — она вышла в Москве в 2006 году.
Залесский говорит так: «Такого Третьего рейха, который показан в фильме, его не существовало… То есть, весь дух, все взаимоотношения между персонажами, они ничего общего не имеют с реальностью. Третий рейх был другой. Он был, скажем так, не хуже и не лучше, он был просто другой. А здесь … больше это похоже на нас».
При этом историк считает, что «Мгновения» — «гениальный фильм». Мне остается лишь с ним согласиться.
***
Уверен, что подавляющему большинству телезрителей, собственно говоря, глубоко фиолетово, почему у Шелленберга устаревшие знаки различия или каким чудом ведомства Мюллера и того же Шелленберга разместились в одном здании. Нас до сих пор завораживает совершенно филигранная игра прекрасных актеров.
Просто несколько деталей. Я не считаю роль Айсмана удачей в актерской карьере Леонида Куравлева — этого персонажа мог бы сыграть любой другой артист. Но в том же 1973 году выходит блистательная комедия «Иван Васильевич меняет профессию» — вот там-то Куравлев показал всю мощь таланта. Но в «Мгновениях» ему просто нечего было играть. Как и Светлане Светличной — ее роль тоже совершенно пустая. Забавно: холостой Штирлиц зовет к себе ужинать молодую женщину, прихватив еще и забавную старушенцию…Русо шпионо — облико морале?
Николай Прокопович, блестяще сыгравший зловещего шефа СС, был героем войны — его боевой путь закончился именно в Берлине; старший сержант Прокопович имел тогда шесть медалей и орден Отечественной войны II степени. И в том же 1973 году Прокопович прекрасно сыграл тупицу Мымрикова в несправедливо забытой комедии «Неисправимый лгун».
А другой эсэсовский туз, Кальтенбруннер, сыгран Михаилом Жариковым — он в то время был директором Московского драматического театра им.К.С. Станиславского. Очевидно, в театре был идеальный порядок…
Говорят, что в роли Штирлица Татьяна Лиознова видела… Арчила Гомиашвили, к которому якобы была неравнодушна. Фантастический получился бы штандартенфюрер СС! Но вот смотрите: Броневой ни капли не похож на реального Генриха Мюллера, на шефа гестапо куда как больше потянул бы Алексей Сафонов, сыгравший Рольфа. Но Броневой сыграл так убедительно, что теперь представить себе иного Мюллера невозможно!
Готов утверждать: в «Мгновениях» свои лучшие роли сыграли: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Ростислав Плятт (Шлаг), Лев Дуров (Клаус), Эмилия Мильтон (фрау Заурих), Ольга Сошникова (Барбара), Екатерина Градова (Катя Козлова, радистка Кэт), Константин Желдин (Холтофф).
Вершиной творчества Евгения Евстигнеева является, очевидно, Филипп Филиппович Преображенский, но русский профессор был бы слабоват без опыта профессора немецкого — Плейшнера. Были более яркие роли у Олега Табакова и Василия Ланового, но в «Мгновениях» они блистательны…

«Мгновения» с нами. Фильм будет жить, пока его смотрят. Кстати, молодежь этого фильма уже не знает… А жаль.
"Крымское время" №84 от 8 августа  2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий